Russian English French German Italian Spanish Turkish
Доска объявлений Бухары!

Тўй (Свадьба) - Келин-бьёри (Проводы невесты в дом жениха)

Переходим к следующему этапу бухарской свадьбы, который называется келин-бьёри (дословно означающий "привезти невесту").

Если исключить из нашей статьи пункт "Тўй" (Вечернее празднество), то раньше, в прежние времена, жених, погостив в доме невесты (см. пункт "Чимилик") до вечера, возвращался к себе домой, чтобы встав рано утром (часов в 5 или 6), вновь прийти к дому невесты, но уже с тем, чтобы забрать её к себе в дом, так сказать, насовсем. Таким образом, ночь, предшествующую перед походом к дому невесты, следует считать последней холостяцкой ночью или, образно говоря, "последней лебединой песнью".

          - А как проходит последня ночь холостяка? Происходит ли что-нибудь характерное? - поинтересовался я у мамы. Начитавшись различной литературы, где описываются подобные случаи из жизни других народов, в частности из истории древнего Рима и ряда европейских стран, где "бывший холостяк" устраивает напоследок разгуляй-мальчишник с обильным возлиянием спиртного и обязательными для данного случая проститутками или же женщинами "без комплексов", я надеялся услышать что-нибудь в этом роде, но был разочарован.
         - Нет, ничего близкого не могло произойти. - ответила мать. - Следует исходить из чисто мусульманского морального кодекса, не позволяющего ничего такого, что идет вразрез с требованиями шариата.
         - А сегодня? - не унимался я. - К примеру, лично я знаю многих из моих знакомых, которые не прочь "напоследок" оттянуться.
         - Сегодня? - переспросила мама. - Сегодня я уже ничему не удивлюсь, поскольку мир уже давно свихнулся и, видимо, движется к концу света...

И знаете, чем старше я становлюсь, тем более склоняюсь к тому, чтобы разделить мамино предположение.

Как мы уже выяснили выше, наш "пуританин" засыпает "сапсэм адын" и ему снится, как он на руках несет свою возлюбленную к далеким зведам, душа его поет, а энергии хватает на десять локомотивов. Наверняка и невесте запомнится последняя ночь в родительском доме. Сотни вопросов и предположений мучают её: каково ей будет на новом и незнакомом месте?; какая свекровь попадется?; что ожидает её - бедную пташку, привыкшую к вольной жизни и чистому синему небу?

Однако, нам пора спускаться на грешную землю, потому что ровно в 4-30 в доме жениха прозвенел будильник. Совершив необходимый утренний туалет, он вставляет ключ в замок зажигания и оставляет прогреваться свой совсем новенький "бенчли", "шевроле" или "москвич"(какая разница?). Если нет своей машины, то нанимается кто-либо из знакомых. Авто - необходимое условие: как-никак невесту собираешься привезти домой, а не барашка на заклание ведешь на веревке. Раньше нанимался экипаж ("пойтин", "фойтин", /фаэтон/) для состоятельных или на худой конец "ароба" (арба) - для тех, кто победнее.

Как правило, братья невесты встречают жениха и после недолгой церемонии приветствий, вручают ему "драгоценный товар". После чего жених с невестой едут в дом жениха. У порога дома их встречают родственники жениха, а непосредственно перед входом в дом молодожен ждет ещё один костер. Жених обязан поднять на руки невесту и, обойдя три раза вокруг костра, внести законную супругу в свой дом. Этот обряд, как уже говорилось выше, берет свое начало в зароастризме и символизирует очищение огнем.

И вновь, как накануне в доме невесты, происходит та же церемония, но уже в доме жениха, то есть, вновь оямулло поочередно ведет молодожен под чимилик (в доме жениха обустраивается точно такой же угол), но на сей раз уже в сопровождении родственников жениха.

Г.Саидов
БУХАРСКИЕ МИРАЖИ
Санкт-Петербург, 2007

Источник: http://bukharapiter.ru

«назад