Russian English French German Italian Spanish Turkish
Bukhara.uz

89.

Отопление тесно связано с устройством традиционного бухарского жилища. Бухарцы всегда стремились приспособить жилье к защите от долгого периода летней жары, к тому же оно было плохо приспособлено к защите от холода. Самый древний способ обогревания жилища — костер, огонь, разводимый на открытом очаге. Пища варилась в доме — на открытом огне, в котле, поставленном на три камня. В Бухаре до 1920 года в богатых байских домах костром иногда обогревались батраки конюхи в закрытых конюшнях-саисхана.

У оседлых узбеков в Бухаре отопление жилищ по-черному, костром носило редкий характер. Костер, называющийся ут – «огонь», разводили в немного углубленном прямоугольнике (учак) в полу комнаты, который по кроям был выложен кирпичом.  Он помещался на равном расстоянии между длинными стенами комнаты, ближе ко входу. Над очагом в крыше имелись отверстия для выхода дыма (туйнук). В 30-х годах пищу в доме готовили уже редко. Очаги для приготовления еды, чая находились в кухне вместе с печью для выпекания лепешек (тандыр).  

Помимо костра, с давних времен у бухарцев бытовал способ обогревания  людей в жилище (главным образом, в помещениях для приема гостей) жаром горячих углей, насыпанных на переносные металлические жаровни, чаще всего называемые манкал. Манкал бытовал главным образом у богатых слоев населения, так как древесный уголь был дорог.

В конце XIX – начале ХХ вв. камин был одним из способов отопления. Камин устраивали чаще всего в жилой комнате в середине торцевой стены, рядом с входной дверью, соединяющей комнату с передней. Иногда в передней делали и второй камин, обычно в стене против входа.

Однако наиболее совершенной формой из всех форм обогревания был сандали, котрый до появления печей и плит русского типа был наиболее распространенным видом отопления в домах сколько-нибудь обеспеченных людей. Он представлял собой деревянный табурет или столик квадратной формы высотой 40-50 сантиметров, длиной 70-80 сантиметров и больше. В полу комнаты делали неглубокую выемку соответственно размеру сандалии, а под сандалии — более глубокую яму для глей или жара, называемую по-разному: олавдон, танурча (в сельской местности вокруг Бухары). Это углубление двухступенчато:  на приподнятой части лежит жар, и оттуда время от времени сгребают золу в нижнюю часть – «хокистар мегарифдаги джой», где обычно стоят чайники с чаем  и кувшин с водой, чтобы чай и вода остывали. Установки сандалии в доме осенью являлась радостным событием. С наступление холодов семья проводила у сандалии большую часть времени, при этом постели постилали ногами к сандали, и край одеяла, которым укрывался спящий, клали под край одеяла, покрывающего сандалии. Если под сандалии подкладывали уголь равномерно, то пользование им было приятно: согреваются только ноги, голова же в прохладном воздухе комната остается всегда свежей.

Многие старожили Бухары, пользовавшиеся всю жизнь этим видом утепления, так привыкли к постоянному нахождения на свежем воздухе, что когда после революции в быт местного населения интенсивно начали проникать застекленные рамы и русские печи, они нередко выселялись из такого дома на айван и проводили там всю зиму.

Пользование сандали вызывало простудные заболевания, ревматические болезни, но у населения вырабатывалась привычка к резким сменам температуры.

Характерно, что в Бухаре сандали в 30-х годах ХХ в. Делали только в жилых помещениях во внутренней, женской половине. В мехманханах во внешней, мужской половине сандали не потребляли, а для согревания собравшихся мужчин пользовались чугунами жаровнями-манкал.

После революции в Бухаре происходила замена старых форм жилища новыми, этот процесс начинался с замены курного отопления бездымным, в частности сандали. Сейчас сандали бытуют весьма редко, чаще всего в кишлаках, хотя на ряду с ним все больше входят в быт железные  чугунные печки. В Бухаре с конца 50-х годов началась и в целом завершилась полоса газификации квартир, предприятий и организаций.

«назад