Russian English French German Italian Spanish Turkish
Здесь может быть ваша реклама!

69.

В развитии прикладного искусства в Бухаре большое место принадлежит заслуженному деятелю искусств республики, лауреату Государственной премии бухарскому резчику по ганчу усто Ширину Мурадову, выполнившему сложные работы на памятниках архитектуры Бухары и других городов. Лучшее, что было достигнуто усто Ширином в искусстве резьбы по ганчу, воплощено им в Бухарском зале театра имени Навои (1944-1946 гг.) в Ташкенте, который является самым богатым по узору, в нем наиболее последовательно представлены традиционные бухарские мотивы орнамента, архитектурные детали и техника резьбы по ганчу. Творчество усто Ширина Мурадова в определенном степени нашло продолжение в деятельности известных бухарских мастеров Ачила Бобомурадова, Аминджана Саломова и Раби Курбанова. Всему миру известна бухарская художественная традиция— искусственное украшение бытовых предметов чеканкой по меди. Она получила творческое развитие в деятельности народного художника Узбекистана мастера чеканки по меди усто Салимджана Хамидова, работы которого имеют художественную ценность и украшают дома трудящихся, музеи Бухары, Самарканда, Ташкента и Москвы. В нашей стране и за ее пределами славятся изделия бухарских золотошвейных мастеров— Рахимбобо Мирзаева, Нугмена Аминова, Масумы Ахмедовой и многих других. Золотошвейное искусство Бухары украшает одежду и дома бухарцев. В послевоенные годы изделиями бухарских мастеров изумлялись на международных выставках в Париже, Лондоне, Праге, Москве. А вышитое мастерицей М. Ахмедовой золотыми нитками панно «Урожай» было представлено на выставку в дни третьей декады Узбекской литературы и искусства в Москве в 1959 году, за что она была удостоена ордена «Знак Почета». Она же золотыми нитками вышила художественной гладью портрет В.И. Ленина.

В послевоенные годы золотое шитье Бухары приобрело новые черты, однако традиции сохранились. Вместо пышных придворных одежд и нарядов для узкого круга вельмож и богатеев мастера-золотошвеи стали больше украшать золотым шитьем детали общераспространенного  женского нарядного костюма и традиционные предметы, входящие в преданное невесты. Широкое распространение общеевропейского костюма совершенно исключило применения для него золотого шитья. Оно применяется только для отделки подарочных халатов, поясов и тюбетеек.

В женской одежде золотым шитьем стали украшать платья, жилеты, пешанобанды, платки, тюбетейки, пояса, туфли, сумочки. Широко распространено изготовление сувенирных и мелких подарочных изделий: тюбетейки, адреса, футляры для очков, игольницы. Среди изделий «малых форм» наибольшую популярность и послевоенные годы получили бухарские золотошвейные тюбетейки. Известно, что носить тюбетейки, шитые золотом, начали во второй половине XIX века, а в женский наряд они вошли только лишь в 30-е годы ХХ века, а в послевоенный период стали обычным явлением.

Золотое шитье широко используется для украшения предметов домашнего обихода— наволочек и подушки, покрывал и кроватей, занавесок, портьер. Но не обходятся без золотого шитья и кино-театральный костюм, и сценический реквизит. Еще в 1937 год на Декаде узбекской литературы и искусства в Москве для известной актрисы Тамары Ханум был вышит комплект одежд. А во второй половине 50-х годов было изготовлено несколько комплектов женской одежды— жилетов, тюбетеек, шаровар, поясов, золотошвейных туфелек— для прославленного узбекского ансамбля «Бахор». Золотое шитье получило неведомое прежде назначение. Теперь оно служит для создания своеобразных монументальных произведений— орнаментально-декоративных и сюжетных панно, театральных занавесей, знамен, портретных изображений руководителей государства, общественных деятелей. Заказчики таких изделий, как правило— общественные организации, театры, музеи. Но нельзя не видеть, что Независимость Узбекистана создала простор для широкого использования золотого шитья для каждой семьи, каждого человека. Традиции вернулись к самому народу.

«назад