Russian English French German Italian Spanish Turkish
Bukhara.uz

41.

Мастерство бухарских ремесленников и специфика бухарских художественных ремесел всегда, независимо от войн и междоусобных конфликтов, опиралось на лучшие традиции преемственности и национального духа. Но в любом случае легко просматривается закономерность в развитии декоративно-прикладного искусства: одно направление —  искусство знати и другое направление— искусство широких народных масс.

Производство хлопчатобумажных тканей, изделий из шелка и золота— приоритет Бухары на Востоке. В XVIII – первой половине XIX века эта лучшая страница искусства бухарских умельцев стало еще более совершенной. Из хлопка вырабатывались вязь, набойка, алоча, бурмети, занданачи высокого декоративного качества, добротности и надежности в использовании. Широко известны бухарские атласы, бархат, магрематы, кутни, полосатые и клетчатые кушаки, шелковые платки. В начале века вырабатывались шохи, подшои, бекасаб, адрас, бахмал, байберек и другие ткани. Большинство из них были полушелковыми. Особой декоративностью отличались абровые ткани радужными пяти-семицветными волнисто-стрельчатыми узорами, нанесенными способом резервации основы путем перевязки. А для изделий второй половины XVIII – начала XIX веков характерны динамичная компоновка и трактовка детально разработанных мотивов, живописность, сложная узорность, богатство цветовой палитры.

Гордостью Бухары было и остается золотошвейное искусство. Фактически Бухара была центром этого искусства: в Средней Азии это признают все. Бухарская вышивка— одна из самых красивых на Востоке. Основное применение она находила в праздничных и свадебных интерьерах. Женщины расшивали цветными шелками сюзане разного назначения и размера. Вышивки отличались разнообразием композиционных решений: центрических, осевых, решетчатых, смешанных, всегда уравновешенных по цветовой гамме, и без строгой симметрии, и с многоплановостью восприятия. Наиболее типичный целостный розово-зеленый колорит сюзане вблизи рассыпался на яркие цветосочетания. Особенно нарядно расшивались мужские и женские головные уборы и всевозможные халаты, в том числе и весьма дорогие, рассчитанные на состоятельных людей.

Бухарцы накопили большой опыт обработки шагрени— плотной дубленой с шероховатостью поверхности обыкновенной цветной кожи из лошадиных и ослиных шкур. Бухарская шагрень пастельно-зеленого цвета, прочная и декоративная шла на изготовление и отделку обуви, дорожных и охотничьих предметов: футляров для фарфоровой посуды, кожаных вьючных сундуков, пороховниц. Здесь было не мало умельцев оформлять теснением книжные переплеты и папки из кож типа сафьяна и юфти (сафьян— тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа растительного дубления, выделанная из шкур кож и овец, юфть—кожа комбинированного дублирования с предварительной обработкой жиром, выделанная из шкур крупного рогатого скота, свиней и лошадей, отличается значительной толщиной и водостойкостью).

Бухара была центром в регионе по искусству лаковой миниатюры и папье-маше. Переплеты книг, шкатулки, пеналы покрывались по черному, красному, золотому и другим фонам тонким растительным узором из цветов, деревьев, кустов и завитков вьюнка в различных вариациях.

Среди многих художественных ремесел неувядаемую славу приобрело золотошвейное искусство. Золотошвеи были объединены в цеховую организацию. Искусством этим занимались в основном мужчины, однако известно, что многие мастера передавали искусство золотого шитья женам, дочерям. Бухарское золотошвейное искусство приобрело привилегированный характер. Почти все, что делали в мастерских, шло на украшение эмира, придворной знати, их жен, и немного изделий вышивалось по частным заказам для зажиточного населения.

Художественные качества произведений бухарского золотого шитья определяются тремя частями: композицией— приемами размещения декора на площади украшаемого предмета,- характером и художественным выполнением орнамента и, наконец, достоинствами колорита. Естественно, что эти художественные средства создавались мастерами с учетом вида украшаемого предмета, его назначения. К XIX веку исторически сложились три основные вида композиций золотого шитья, известных народным мастерам старшего поколения под названиями: «даукур», «бутадор», «дархам».  

«Даукур». Основа декоративного оформления украшаемого предмета — орнаментированная золотошвейная кайма («кур»). Ею обшиваются все края предмета (в одежде — полы, концы рукавов и подол). Все поле свободно от зашива.

Однако в любом случае в мужском или детском халате, в военных мундирах с композицией «даукур» на спине обязательный элемент узора— крупный, чаще всего центричного решения медальон («таук») с растительной стилизацией. В военных мундирах («калючи») в  некоторых случаях орнамент в виде кругов («нишон»- знак отличия) располагался в нижних углах передних полок и на груди.

Акцент декора в композиции  «даукур» падает на оформление каймы и медальона на спине халата. Кайма многих изделий отличается необычном богатством и своеобразием орнаментальных форм. Незашитое основное поле изделия с композицией «даукур» облегчало задачу мастеров, ускоряло выполнение заказов.

«Бутадор» (или «гулдузи»). Отличается зашивом всего центрального поля отдельными кустиками, чаще всего одинаковыми по рисунку узорами, расположенными на некотором  расстоянии друг от друга.

«Дархам». Орнамент центрального поля представляет собой непрерывный узор, состоящий из элементов то соприкасающихся друг с другом по вертикали или горизонтали, то образующих сетку.

Композиция орнамента золотого шитья традиционна: орнамент предметов одежды и крупных изделий декоративного характера (предметы убранства верховых коней, занавеси, покрывала) всегда обрамляются каймой, обшиваемой по внешнему краю узорной плетеной тесьмой «зех».

Обрамляющая кайма с обеих сторон оформляется узкими фестончатыми полосками «Оби понча». С внутренней стороны кайма обшивалась красочно-ажурными швами «маргула», «седона», «кунгри» и другими.

В мелких изделиях основной узор обрамляли не каймой, а узкой шитой золотом полоской, гладкой или украшенной одним из обрамляющих швов, чаще всего фестончатым— «оби понча».

Чрезвычайно богато содержание орнаментов золотого шитья. Много в мен мотивов геометрического характера, входящих в группу «заминдузи». Они имеют массу узоров, начиная от прямых и ломаных линий, кончая сложнейшими геометрическими построениями типа «гирих».

Еще более богато представлены в орнаментике золотого шитья растительные узоры— листья, цветы, бутоны, кустики, побеги вьющихся растений, деревья, букеты. Они богато насыщают орнамент произведений типа «гулдузи» в композициях «бутадор» и «дархам». По техническим требованиям значительно стилизируются, не утрачивая однако пластичность изображения.

Зооморфного характера в открытом виде орнаментика золотого шитья не имеет. Он выступает по принципу показа «части за целое». Только по названиям некоторых геометризованных узоров можно предположить зооморфное происхождение «чаями булбул»- «глаз соловья», «забони гунджешак»- «язычок воробушка», «морак», «илонча» - «змейка» и другие.

В орнаментике есть и образы вещей бытового обихода, и отдельных природных и космогонических представлений: «кубба»- куполок, «китеба»- небольшое настенное панно  с надписью, «ка’би гул»- ваза для цветов, «кашин»- изразец, «мах»- луна, «ситора»- звезда, «маудж»- волна, «нишон»- круг, знак отличия. И совсем нет в произведениях старых бухарских мастеров сюжетных изображений.

С большим художественным вкусом  выполняли в золотом шитье каллиграфические надписи, главным образом религиозного содержания. Их размещали на узорах «китеба» и в кайме отдельных композиций.

Особый интерес представляют бухарские золотошвейные халаты, которые поражают декоративностью и орнаментальным разнообразием. Множество халатов— и ни одного повторяющегося узора. Нет даже двух похожих.

«назад