Russian English French German Italian Spanish Turkish
Bukhara.uz

35.

Прежде всего важна политическая обстановка, в которой была проведена эта денежная реформа. В начале XVIII века территория Бухарского ханства сильно сократилась за счет отпадения от нее Ферганы, Балха, Термеза, Шахрисабза и Хисара. Да и Самарканд, и постепенно северные районы были под угрозой нашествия кочевников из Казахстана. Из-за преграждения путей караванной торговли ослабла в целом торговля Бухары с определенными государствами, А это, в свою очередь, сказалось на городском ремесле. Разорение ремесленников и резкое ослабление торговли, конечно, сказались на заметном уменьшении доходов Бухарского ханства. Казначейство  брало даже крупные займы у городских богачей, чего никогда прежде не было.

К тому же большие средства нужны были для содержания войск. И в этих условиях Убайдулла-хан нашел только один путь спасения— провести денежную реформу.

И такая реформа была проведена в 1708 году. Были выпущены новые монеты, настолько низкопробные, что серебра в них было не более 9 процентов, т.е. в три-четыре раза меньше, чем в дореформенных. Был установлен принудительный курс новых монет, в уплату за товары их должны были принимать наравне с прежними, в то время как налоги собирались  в натуре— зерном и другими продуктами. И вполне естественно, что торговцы отказались принимать новую монету, и в знак протеста даже закрывали лавки и вывезли из них свои товары. Их примеру последовали и ремесленники.

Вследствие этого нормальная экономическая жизнь в Бухаре замерла. И именно те, кто больше всего обслуживал город, и пострадали: ремесленники, подсобные работники, водоносы, уборщики. Такая непродуманная финансовая политика привела к голоду.

Все это привело к городскому восстанию, голодному бунту. Имеется на этот счет один источник— «Убайдулла-наме», из которого явствуют следующее. Восставшие принесли жалобу ко двору хана, но их в арк не пустили и жалобу не приняли. После этого простонародье и беднота обратились за помощью к человеку по прозвищу «Деванаи Пансадмани» (Юродивый Пятисотманец), который и возглавил гнев народа. Он пошел вместе с восставшими к дому Масум-аталыка— ближайшего к хану сановника, к тому же стоящего во главе правящих феодалов. Последний обещал передать жалобу государю, но восставшие все равно ему не поверили, а потому вместе с «Юродивым» направились на площадь Регистан и стали кидать камнями в запертые ворота арка. Он Убайдулла-хан жестоко расправился с участниками восстания, казнив нескольких из них на глазах у всех. И тут же государь приказал торговцам открыть лавки и принимать новые деньги по курсу прежних. Твердость торговцев напугала хана, и он пошел на некоторые уступки: он распорядился, чтобы новую монету приравняли не к целой, а к половине прежней.

Но Убайдулла-хан на некоторое время остался на престоле, так как и мелкие землевладельцы, и горожане предпочитали централизованную ханскую власть. Конечно, сказалось и то, что хан несколько уменьшил свои аппетиты относительно эксплуатации простых людей. Он разрешил строить новые плотины и мельницы на оросительных каналах, что нарушало привилегированное водоснабжение некоторых орошаемых земель. Отдавалось в торговле предпочтение иноземным купцам. И все же земледельцы платили в то время до 40 разных налогов в год. Но недовольство крупных феодалов и активность духовенства послужило основой заговора, и в 1711 году хан был убит.

«назад