Russian English French German Italian Spanish Turkish
Здесь может быть ваша реклама!

8.

В 1969 г. Специальный археологический отряд, возглавляемый Я.Г. Гулямовым, провел внутри города Бухары археологические работы стационарного порядка. В отряд входили археологи  Г.В. Шишкина, Х.Дуке, Г. Дадабаев, И. Ахраров и другие. Раскопки были начаты на самом Арке и, по их мнению должны были дать ясную картину истории города и подсказать возраст Бухары. Однако эта работа не была доведена до логических результатов из-за технических сложностей проведения работ. Основные археологические раскопки по установлению возраста города были сосредоточены в древней внутренней части города, а именно: шурф I (6x4м) был заложен под самой кладкой северной стены Арка (снаружи), раскоп II (12x8м) был заложен на площадке, расположенной в 15 м к юго-востоку от Таки Заргарон (третий купол), к Западу от медресе Абдулазиз-хана, возле дороги между вторым и третьем куполами. До образования народной республики в Бухаре в 1920 г. на этом месте находился караван-сарай индусов, шурф III (6x4м) был заложен во дворе старой редакции областных газет, около замурованных восточных ворот Арка. Шурфы I и II оказались неудачными, так как во избежании обвалов их приходилось суживать книзу. В результате этого на глубине 10-11 метров площадь шурфа сократились до одного квадратного метра, и здесь же выступили грунтовые воды. Несколько лучше, но также без результатов шла работа на другом шурфе, где археологический материал был датирован первыми веками нашей эры.  В конце концов работу пришлось приостановить. В 1971 г. археологом И. Ахраровым был заложен раскоп возле здания Бухарского зиндана: он углубился на 12-13 метров от древней поверхности, и до выхода грунтовых вод ему удалось добраться до слоя III век нашей эры. Здесь были найдены чаши, кубки и другие керамические изделия, характерные для этой эпохи. Этот раскоп у зиндана открыл и укрепил перспективу добраться до самых ранних слоев города и подстилающего их материала.

Весной 1974 г. группа авторитетных археологов в составе директора института археологии республиканской академии наук А. Аскарова, начальника Нижнезарафшанской археологической экспедиции института археологи А. Мухамеджанова, академика Я. Г. Гулямова совместно с руководителями ряда хозяйственных организаций области специально обсуждали вопрос о постановке новых стационарных археологических работ по вскрытию культурных наслоений Бухары до материка, чтобы за тем на их основе установить возраст Бухары. Местом для большого стационарного раскопа была избрана та же площадь между медресе Абдулазиз-хана и улицей, где в 1969 г. был заложен археологический раскоп II.Раскоп походил на большой котлован длиной в 40 метров вдоль улицы и шириной свыше 40 метров. Его наибольшая глубина в октябре достигла 19 метров. С апреля до середины октября 1974 г. раскопки  беспрерывно вели кандидаты исторических наук А.Мухамеджанов, И.Ахраров, У. Алимов, Г.Дадабаев и археолог Д.Мирзаахмедов. Пробив городские слои, они пытались установить их хронологическую последовательность от ХХ века нашей эры до середины первого тысячелетия до нашей эры.

В слоях отчетливо прослеживаются как периоды наибольшего оживления, рассвета ремесел, торговли и международных экономических связей, так и упадка городской жизни. Здесь мы находим подтверждения факту развития города  на постоянном месте. Самые нижние его слои  подстилает и перекрывает песконосное болото, обросшее торфом. Это болота подстилает сухой желтый материковый грунт с коричневым оттенком. Нижний обжитый городской слой содержит тот же археологический материал, который хронологически перекликается с материалами самых ранних городищ древнего Хорезма, Афганистана, Юга Узбекистана и Туркмении.

Одновременно  с большим раскопом около медресе Абдулазиз-хана велись и другие. В 20-ти м к юго-востоку от ворот Бухарского зиндана был заложен так называемый «малый раскоп» (6х4м).

Прямо в материковым грунте был обнаружен обжитый слой, содержащий археологический материал, характерный для городищ середины первого тысячелетия до нашей эры. Археологический материал, добытый в 1974 г., прошел камеральную обработку и обсуждался в широком кругу специолистов-археологов, результаты исследований свидетельствовали о том, что Бухара— ровесник Самарканда. Таковы выводы и научная позиция академика Я.Г. Гулямова, положенные в основу решения ЮНЕСКО о праздновании 2500-летие Бухары.

Представляет научный интерес и точка зрения академика А.А Аскарова по определению возраста города. Вот  ее суть.

Самый ранний и единственный источник,  сообщающий о начальном этапе формирования Бухары— «Тарихи Бухоро» Махаммада Наршахи, у которого мы читаем:

«То место, где теперь находится Бухара, было раньше болотом, часть которого представляла собой заросли камыша, а часть была занята деревьями и лужайками. Некоторые места были такими, что никакое животное не могло через них пройти. По причине того что  в близлежащих областях бывшего Самарканда таял снег, вода проникала  и собиралась там. Большую реку в стороне Самарканда называли Масиф. В этой реке собиралось много воды. Эта вода своим течением размывала землю и уносила много глины, оставляя углубления. Вследствие большого количества воды и глины, которые достигали до Битика и Фараба и там задерживались, то место, в котором теперь Бухара понемногу заполнялось землей и выравнивалось. В результате образовалась большая река Согда, а это заполненное землей место стало называться  Бухарой. Сюда потянулись люди со всех сторон, место приняло цветущий вид. С начало люди  строили  шалаши, а потом, когда их стало больше  начали возводить здания. Затем Сиавушем была построена цитадель Бухары, впоследствии  у ее восточных ворот, называемых «Дарвозаи гуриен», он и был похоронен».

С тех пор прошло более трех тысяч лет. А со времени М. Наршахи (Х век) прошла еще тысяча лет. Таким образом если исходить из сообщения Бухарского историка, возраст Бухары— более 4 тысяч лет. Однако из текста видно, что сведения Наршахи основаны на легендах и народных преданиях, которые требуют проверки данными других наук, в частности археологии.

В задачи научного поиска входило изучение исторической топографии, социальной структуры, фортификации, экономического потенциала города, всех видов ремесленного производства, торговли и денежного обращения, письменности и т.д.

Тем самым планировалось выявить основные этапы городской жизни, проследить сложный процесс исторического развития города с момента его основания.

В 1970-1974 гг. экспедиции удалось провести в восьми местах древнего ядра города стратегические шурфы: на цитадели, у музея-зиндана Бухары, в районе Таки Заргарон, медресе Мир-Араб, во дворе школы № 6 и т.д., доведенные в большей части до материкового слоя, состоявшего из болотистых и осадочных наслоений. Мощность культурных наслоений,  образовавшихся под материком, достигает от 14 до 20 метров. Выявленный в большом количестве разнообразный археологический материал относится к различным историческим эпохам жизни города, начиная с конца IV века до нашей эры.

После тщательного изучения этих археологических комплексов, с учетом настоятельной просьбы общественности Бухары в 1977-1990 гг. были возобновлены раскопки в более широких масштабах и с привлечением новых сил археологов. В слоях отчетливо просматриваются следы многовековой жизни города. Торфяной слой и структура подстилающего его материка свидетельствует о том, что когда-то, в глубокой древности эта местность была покрыта густыми зарослями, превратившимися в торфяной пласт, что подтверждается палеографической гипотезой народных преданий, приведенных М. Наршахи.

Наиболее ценный материал дали раскопки у медресе Мир-Араб. В большом шурфе-раскопе под кладкой крепостной стены раннефеодального города были обнаружены культовые слои и комплексы археологического материала, датирующиеся периодом от конца IV века до нашей эры до I-IV веков нашей эры. Найдены нумизматические находки с изображением правителей Бухары и согдийской надписью «Государь Асвар», что свидетельствует о полнокровной жизни города.

Таким образом, за время полевых археологических исследований, произведенных в 10 пунктах старогородской части города, удалось значительно продвинуть задачу определения возраста Бухары. Во первых,  было определено раннегородское ядро Бухары на площади более 10 гектаров, обнесенной мощной крепостной стеной, дотированной V-VI веками нашей эры. Во-вторых,  собран богатый керамический материал и обнаружены остатки оборонительных стен, наиболее ранние из которых  (керамика, в другом случае— стена) относятся к концу IV-началу III века до нашей эры, что позволило определить возраст города в пределах 2300 лет. В третьих, удалось обосновать, что выявленные в разных частях Бухары древние пункты в пределах раннесредневекового ядра являлись городскими, о чем свидетельствуют наличие здесь остатков оборонительных стен, находки развитого ремесленного производства и двухчастное деление древнего города— на цитадели и крупные поселения— шахристаны— с аграрно-ремесленным характером производства. В четвертых, стало возможным проследить основные этапы многовековой городской культуры Бухары с момента ее основания, восстановить в общих чертах историческую топографию древнего и средневекового периодов.

«назад