«Биометрический паспорт: вопросы и решения» - Интервью на сайте МВД Узбекистана
11.08.2009
– Бадриддин Усманович, разъясните, пожалуйста, во-первых, о каких именно биометрических данных владельца паспорта нового образца идет речь, и почему, собственно говоря, возникла такая необходимость?
– Начну, пожалуй, со второй части вашего вопроса. В Указе четко оговорено, что Республика Узбекистан является полноправным членом Международной организации гражданской авиации и, следовательно, обязана соблюдать все ее требования и исполнять ее рекомендации. Так, одним из обязательств стран-членов ИКАО выдвинуто соблюдение стандартов по обеспечению безопасности проездных машиносчитываемых документов, то есть паспортов. Нельзя забывать, что паспорт является по сути своей ценным документом и удостоверяющим личность человека, и свидетельствующим о принадлежности его к гражданству того или иного государства, наконец, паспорт – важнейший фактор международных путешествий. Именно поэтому в соответствии с Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации (декабрь 1944 года) и решением (резолюцией) Монреальской Ассамблеи Международной организации гражданской авиации (ИКАО) от 2004 года государства-члены этой организации не позднее 2010 года должны обеспечить введение гражданских паспортов, содержащих электронный носитель информации о персональных биометрических параметрах и установочных данных их владельцев и имеющих высокую степень защиты. Таким образом, как и сказано в Указе, паспорта с биометрическими данными вводятся в целях обеспечения безопасности международной гражданской аэронавигации, повышения степени защищенности удостоверяющих личность документов от возможной подделки, а также в целях совершенствования механизмов оперативной и точной идентификации личности при пересечении Государственной границы, повышения качества и эффективности международных авиаперевозок. И на сегодняшний день, как подчеркнуто в Указе, в более чем 100 странах мира введены биометрические паспорта, изготовленные с использованием современных информационных технологий.
Рекомендуемые методы повышения безопасности проездных документов охватывают весь процесс изготовления паспорта – от заказа бланка документа до вручения лицу готового паспорта. В целом ряде стран правоохранительные органы сталкивались с тем, что существуют как отдельные личности, так и целые организации, преступные сообщества, готовые выложить немалые суммы за нелегальное получение паспорта лицом, не имеющим на то права, например, не являющимся гражданином страны, преступником, скрывающимся от правосудия, наконец, террористом. В этом случае паспорт, как важнейший документ, идентифицирующий конкретную личность, теряет свое значение. В связи с указанными обстоятельствами и были разработаны стандарты ИКАО, предусматривающие, во-первых, использование новейших технологий изготовления машиносчитываемых документов, во-вторых, оцифрованное фотоизображение, в-третьих, особое расположение данных на страницах, включая зону визуального изображения и, наконец, тех самых биометрических параметров личности, то есть отпечатков пальцев рук. Все данные человека – его фотоизображение, имя, фамилия, отчество, дата и место рождения, а также указание органа, выдававшего ему паспорт, и биометрические параметры будут закодированы в специальном чипе – микросхеме, «прочесть» которую смогут только специальные считывающие устройства.
– В Указе четко оговорены задачи, стоящие перед вашей службой, в частности, по сбору не только установочных данных, но и биометрических параметров граждан. Значит ли это, что все вопросы, связанные с обеспечением паспортов нового поколения, возложены только на УВВиОГ или участие других служб ОВД, скажем, Информационного центра, экспертно-криминалистической службы, тоже необходимо?
– Безусловно, без тесного взаимодействия с другими службами реализация поставленных задач невозможна. Об этом шла речь и на заседании коллегии МВД республики. Был разработан план комплексных мероприятий, он утвержден министром внутренних дел республики генерал-лейтенантом Б. Матлюбовым. В соответствии с этим планом, перед целым рядом управлений поставлены конкретные целевые задачи в пределах их компетенции. Начнем с того, что была создана рабочая группа из числа высококвалифицированных сотрудников нашей службы, ИЦ, ЭКЦ, ХОЗУ, ФЭУ, УМТС, УЗПЧиЮО, отдела связи, а также НЦБ «Интерпол». Изучается опыт стран СНГ, где на сегодня уже осуществляется выдача биометрических паспортов, их нормативная база, регламентирующая порядок оформления биометрических паспортов, а также действующие Положения о паспортной системе этих стран. На основе чего готовится проект новой редакции Положения о паспортной системе нашей республики.
Непосредственно задачей УВВиОГ и его подразделений на местах является определение необходимого количества биометрических паспортов, подлежащих поэтапному обмену у населения в период 2010–2015 годов, с учетом анализа статистических сведений о ежегодной потребности выдачи паспортов. Кроме того, решаются вопросы как технического характера, то есть выделения и подготовки специальных помещений в каждом подразделении нашей службы, где будут осуществляться сбор биометрических данных и выдача персонализированных биометрических паспортов, оснащения этих помещений необходимой техникой и иным оборудованием, мебелью, так и вопросы укомплектования подразделений службы подготовленными высококвалифицированными специалистами в области информационных технологий, что, безусловно, будет играть решающую роль для своевременной и качественной выдачи биометрических паспортов.
Что касается других служб, то, как уже говорилось выше, каждая решает задачи в пределах своей компетенции. Например, отдел связи отвечает за налаживание бесперебойных высокоскоростных каналов связи. ХОЗУ, УМТС, ФЭУ решают вопросы материально-технического и хозяйственного плана, например, выделения и подготовки помещений, оснащения их необходимым оборудованием, техникой, мебелью. Управление защиты прав человека и юридического обеспечения участвует в разработке нормативных актов, регламентирующих деятельность службы УВВиОГ в новых условиях, в частности, тот самый проект новой редакции Положения о паспортной системе, и в разработке прочей документации, необходимой в дальнейшем для функционирования пунктов сбора информации для получения биометрического паспорта гражданина республики. При реализации проекта «Биопаспорт» Информационный центр, Экспертно-криминалистический центр МВД и НЦБ «Интерпол», в свою очередь, осуществляют проверочные мероприятия по существующим базам данных.
– Бадриддин Усманович, в Указе говорится, что централизованным изготовлением биометрических паспортов будет заниматься специально созданный при Кабинете Министров республики Государственный центр персонализации. Как будет выстроено взаимодействие этого центра с теми пунктами приема биометрических данных службы ОВВиОГ, о которых вы рассказали?
– Мы планируем создать порядка двухсот пятнадцати таких пунктов на базе УВВиОГ – ОВВиОГ МВД Каракалпакстана, ГУВД г. Ташкента, УВД областей и ГоррайОВД, где будет осуществляться прием граждан, обратившихся в связи с необходимостью получения паспорта нового поколения, сбор у них биометрических данных и формирование, на основе их заявления, заявки на изготовление биометрического паспорта в Государственный центр персонализации. На основе поступившей заявки ГЦП изготовит паспорт, содержащий электронный носитель информации о персональных биометрических параметрах и установочных данных его владельца, и затем гражданин получит паспорт в том самом ОВВиОГ, куда обращался.
– Некоторые наши граждане проживают за рубежом, где учатся, работают и так далее. Куда будут обращаться они в связи с заменой имеющегося паспорта на биометрический?
– В Указе определено, что функции по сбору установочных данных и биометрических параметров граждан, направлению этих данных в ГЦП и обеспечению своевременной выдачи гражданам Узбекистана биометрических паспортов возлагаются, помимо УВВиОГ и его подразделений на местах, еще и на консульские учреждения МИД Узбекистана за рубежом.
– В Указе четко оговорены сроки обмена действующих паспортов на биометрические…
– … Что вполне понятно и продумано. В стране, где проживают свыше двадцати пяти миллионов человек, и шестьдесят процентов из них уже имеют паспорт, а в год еще сотни тысяч наших граждан достигают совершеннолетия, необходим рациональный подход к процессу паспортизации. Поэтому он и поделен на два этапа, охватывающих, в общей сложности, шесть лет. В первую очередь обмену подлежат паспорта, владельцы которых являются служащими министерств, ведомств и учреждений республики, а также тех граждан, кто выезжает за границу, находится за пределами страны. И, кроме того, биометрические паспорта получат те, кто достиг 16-летия или же возраста, когда необходимо менять паспорт, т. е. 25-ти или 45-ти лет. И уже затем, в период с 2011 по 2015 г.г. - все остальные граждане республики.
Источник: http://mvd.uz/ru/content/info/407
«назад– Начну, пожалуй, со второй части вашего вопроса. В Указе четко оговорено, что Республика Узбекистан является полноправным членом Международной организации гражданской авиации и, следовательно, обязана соблюдать все ее требования и исполнять ее рекомендации. Так, одним из обязательств стран-членов ИКАО выдвинуто соблюдение стандартов по обеспечению безопасности проездных машиносчитываемых документов, то есть паспортов. Нельзя забывать, что паспорт является по сути своей ценным документом и удостоверяющим личность человека, и свидетельствующим о принадлежности его к гражданству того или иного государства, наконец, паспорт – важнейший фактор международных путешествий. Именно поэтому в соответствии с Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации (декабрь 1944 года) и решением (резолюцией) Монреальской Ассамблеи Международной организации гражданской авиации (ИКАО) от 2004 года государства-члены этой организации не позднее 2010 года должны обеспечить введение гражданских паспортов, содержащих электронный носитель информации о персональных биометрических параметрах и установочных данных их владельцев и имеющих высокую степень защиты. Таким образом, как и сказано в Указе, паспорта с биометрическими данными вводятся в целях обеспечения безопасности международной гражданской аэронавигации, повышения степени защищенности удостоверяющих личность документов от возможной подделки, а также в целях совершенствования механизмов оперативной и точной идентификации личности при пересечении Государственной границы, повышения качества и эффективности международных авиаперевозок. И на сегодняшний день, как подчеркнуто в Указе, в более чем 100 странах мира введены биометрические паспорта, изготовленные с использованием современных информационных технологий.
Рекомендуемые методы повышения безопасности проездных документов охватывают весь процесс изготовления паспорта – от заказа бланка документа до вручения лицу готового паспорта. В целом ряде стран правоохранительные органы сталкивались с тем, что существуют как отдельные личности, так и целые организации, преступные сообщества, готовые выложить немалые суммы за нелегальное получение паспорта лицом, не имеющим на то права, например, не являющимся гражданином страны, преступником, скрывающимся от правосудия, наконец, террористом. В этом случае паспорт, как важнейший документ, идентифицирующий конкретную личность, теряет свое значение. В связи с указанными обстоятельствами и были разработаны стандарты ИКАО, предусматривающие, во-первых, использование новейших технологий изготовления машиносчитываемых документов, во-вторых, оцифрованное фотоизображение, в-третьих, особое расположение данных на страницах, включая зону визуального изображения и, наконец, тех самых биометрических параметров личности, то есть отпечатков пальцев рук. Все данные человека – его фотоизображение, имя, фамилия, отчество, дата и место рождения, а также указание органа, выдававшего ему паспорт, и биометрические параметры будут закодированы в специальном чипе – микросхеме, «прочесть» которую смогут только специальные считывающие устройства.
– В Указе четко оговорены задачи, стоящие перед вашей службой, в частности, по сбору не только установочных данных, но и биометрических параметров граждан. Значит ли это, что все вопросы, связанные с обеспечением паспортов нового поколения, возложены только на УВВиОГ или участие других служб ОВД, скажем, Информационного центра, экспертно-криминалистической службы, тоже необходимо?
– Безусловно, без тесного взаимодействия с другими службами реализация поставленных задач невозможна. Об этом шла речь и на заседании коллегии МВД республики. Был разработан план комплексных мероприятий, он утвержден министром внутренних дел республики генерал-лейтенантом Б. Матлюбовым. В соответствии с этим планом, перед целым рядом управлений поставлены конкретные целевые задачи в пределах их компетенции. Начнем с того, что была создана рабочая группа из числа высококвалифицированных сотрудников нашей службы, ИЦ, ЭКЦ, ХОЗУ, ФЭУ, УМТС, УЗПЧиЮО, отдела связи, а также НЦБ «Интерпол». Изучается опыт стран СНГ, где на сегодня уже осуществляется выдача биометрических паспортов, их нормативная база, регламентирующая порядок оформления биометрических паспортов, а также действующие Положения о паспортной системе этих стран. На основе чего готовится проект новой редакции Положения о паспортной системе нашей республики.
Непосредственно задачей УВВиОГ и его подразделений на местах является определение необходимого количества биометрических паспортов, подлежащих поэтапному обмену у населения в период 2010–2015 годов, с учетом анализа статистических сведений о ежегодной потребности выдачи паспортов. Кроме того, решаются вопросы как технического характера, то есть выделения и подготовки специальных помещений в каждом подразделении нашей службы, где будут осуществляться сбор биометрических данных и выдача персонализированных биометрических паспортов, оснащения этих помещений необходимой техникой и иным оборудованием, мебелью, так и вопросы укомплектования подразделений службы подготовленными высококвалифицированными специалистами в области информационных технологий, что, безусловно, будет играть решающую роль для своевременной и качественной выдачи биометрических паспортов.
Что касается других служб, то, как уже говорилось выше, каждая решает задачи в пределах своей компетенции. Например, отдел связи отвечает за налаживание бесперебойных высокоскоростных каналов связи. ХОЗУ, УМТС, ФЭУ решают вопросы материально-технического и хозяйственного плана, например, выделения и подготовки помещений, оснащения их необходимым оборудованием, техникой, мебелью. Управление защиты прав человека и юридического обеспечения участвует в разработке нормативных актов, регламентирующих деятельность службы УВВиОГ в новых условиях, в частности, тот самый проект новой редакции Положения о паспортной системе, и в разработке прочей документации, необходимой в дальнейшем для функционирования пунктов сбора информации для получения биометрического паспорта гражданина республики. При реализации проекта «Биопаспорт» Информационный центр, Экспертно-криминалистический центр МВД и НЦБ «Интерпол», в свою очередь, осуществляют проверочные мероприятия по существующим базам данных.
– Бадриддин Усманович, в Указе говорится, что централизованным изготовлением биометрических паспортов будет заниматься специально созданный при Кабинете Министров республики Государственный центр персонализации. Как будет выстроено взаимодействие этого центра с теми пунктами приема биометрических данных службы ОВВиОГ, о которых вы рассказали?
– Мы планируем создать порядка двухсот пятнадцати таких пунктов на базе УВВиОГ – ОВВиОГ МВД Каракалпакстана, ГУВД г. Ташкента, УВД областей и ГоррайОВД, где будет осуществляться прием граждан, обратившихся в связи с необходимостью получения паспорта нового поколения, сбор у них биометрических данных и формирование, на основе их заявления, заявки на изготовление биометрического паспорта в Государственный центр персонализации. На основе поступившей заявки ГЦП изготовит паспорт, содержащий электронный носитель информации о персональных биометрических параметрах и установочных данных его владельца, и затем гражданин получит паспорт в том самом ОВВиОГ, куда обращался.
– Некоторые наши граждане проживают за рубежом, где учатся, работают и так далее. Куда будут обращаться они в связи с заменой имеющегося паспорта на биометрический?
– В Указе определено, что функции по сбору установочных данных и биометрических параметров граждан, направлению этих данных в ГЦП и обеспечению своевременной выдачи гражданам Узбекистана биометрических паспортов возлагаются, помимо УВВиОГ и его подразделений на местах, еще и на консульские учреждения МИД Узбекистана за рубежом.
– В Указе четко оговорены сроки обмена действующих паспортов на биометрические…
– … Что вполне понятно и продумано. В стране, где проживают свыше двадцати пяти миллионов человек, и шестьдесят процентов из них уже имеют паспорт, а в год еще сотни тысяч наших граждан достигают совершеннолетия, необходим рациональный подход к процессу паспортизации. Поэтому он и поделен на два этапа, охватывающих, в общей сложности, шесть лет. В первую очередь обмену подлежат паспорта, владельцы которых являются служащими министерств, ведомств и учреждений республики, а также тех граждан, кто выезжает за границу, находится за пределами страны. И, кроме того, биометрические паспорта получат те, кто достиг 16-летия или же возраста, когда необходимо менять паспорт, т. е. 25-ти или 45-ти лет. И уже затем, в период с 2011 по 2015 г.г. - все остальные граждане республики.
Источник: http://mvd.uz/ru/content/info/407